Статья о семейных групповых конференциях.

«Организация и проведение семейных групповых конференций в психологических центрах системы образования: вызовы и возможности»

(Статья опубликована в сборнике материалов общественного центра «Судебно-правовая реформа» «Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации»)

Введение

Данная статья — попытка описать опыт использования семейных групповых конференций в подразделении социально-педагогического сопровождения ЦДиК «РОСТ» СЗАО г. Москвы. Центр является государственным образовательным учреждением. Одной из задач упомянутого подразделения является организация сопровождения детей, сталкивающихся со сложностями в обучении или адаптации в образовательных учреждениях СЗАО г. Москвы. Центр предоставляет традиционные для системы образования психолого-педагогические услуги, такие как психологическая диагностика и консультирование, логопедическая помощь, коррекционная работа. Но вызовы современности — экономические проблемы, миграция, высокий уровень злоупотребления алкоголем и наркотиками — заставляют специалистов центра искать новые формы работы которые могли бы помочь семьям, чьи жизни затронуты социальными проблемами. Подразделение социально-педагогического сопровождения было создано в 2011 году и стало выполнять роль инновационной площадки. В публикации Джеффа Малгана “Социальная инновация: что это такое, как ее использовать и как ускорить”1 приводится максимально короткое определение социальной инновации — “новые идеи, которые решают социальные задачи”. Это определение можно представить и в расширенном виде: “социальные услуги или деятельность, которые вводятся с целью удовлетворения социальной потребности и которые в основном разрабатываются и распространяются организациями, чьи первостепенные задачи — социальные” 2. Социальную задачу, которая стоит перед сотрудниками подразделения, можно сформулировать как предоставление необходимой педагогической, психологической и социальной помощи детям, столкнувшимися с трудностями в адаптации в системе образования и их семья. За годы существования сотрудники подразделения адаптировали множество инновационных для центра и системы образования программ и форм работы на основе восстановительного, нарративного и ориентированного на решение подходов. Семейные групповые конференции являются одной из таких форм работы — они стали одним из способов принятия решения и выработки плана действий в работе с семьями, обращающимися к нам за помощью.

Семейные групповые конференции: определение, ценности, принципы

Одной из основных задач сотрудников подразделения является проведение кейс-менеджмента3 для семей, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и нарушениями поведения. В современных протоколах лечения, например, в британском национальном клиническом руководстве по диагностике и лечению СДВГ4, особо подчеркивается необходимость поддержки семьи при организации помощи этим детям. В конечном счете, родители и близкие люди должны способствовать созданию социального окружения, помогающего ребенку справляться с симптомами расстройств. Основная роль в заботе, поддержке и развитии ребенка отводится семье. Специалисты должны способствовать развитию необходимых компетентностей у родителей, и стимулировать эмпаурмент членов семьи.

Но проводя традиционный кейс-менеджмент, социальные педагоги центра стали обращать внимание, что зачастую эта практика действует противоположным образом. Семьи, обратившиеся за помощью, демонстрируют высокую мотивацию и готовность к действиям. Но после проведенной оценки, составления плана и начала его реализации этим семьи зачастую теряют инициативу, становятся все более пассивными, обессиленными. Особенно сильно это затрагивает социально и экономически уязвимые семьи. Семьи начинают пропускать консультации специалистов, не выполняют рекомендации. Специалисты начинают жаловаться на недостаток мотивации, сопротивление семьи, говорят о том, что семье на самом деле выгодны проблемы и прочее. Эти эффекты были противоположны тому, на что мы рассчитывали. Очевидно, что нужно было что-то менять.

Анализируя данную ситуацию, мы опирались на критическую5 традицию в социальной работе. В ходе анализа практического опыта мы пришли к выводу, что в своей практике мы производим и усиливаем дисбаланс власти между специалистами и семьей. Во-время оценки, составления и реализации плана действий по решению проблем специалисты центра выступают в роли экспертов по решению проблем семей, используют свою, непонятную семьям, терминологию для описания проблем и их решений, рекомендуют непонятные и нелогичные с точки зрения семьи способы решения проблем. Ключевые решения о том, как действовать, принимаются специалистами. При этом члены семьи из активных субъектов, способных решать собственные проблемы, превращаются в пассивных реципиентов медицинских, социальных и психологических услуг. Видение ситуации семьей, знания о собственной жизни, идеи членов семьи по поводу того, что нужно делать, чтобы справиться с проблемами — в отношениях «специалист-семья» перестают иметь какое-либо значение. В этом контексте невыполнение рекомендаций специалистов, регулярные пропуски можно рассматривать не как отсутствие мотивации и пассивность семьи, а как попытки восстановить дисбаланс власти, желание вернуть себе ответственность за решение проблем.

В такой ситуации мы стали искать контр-практики, позволяющие семье сохранить роль эксперта и главного действующего лица в принятии и планировании решений возникающих проблем. Такая форма работы, как семейная групповая конференция, и оказалась искомой практикой.

В англоязычной википедии6 семейные групповые конференции определяются как организованные встречи членов семьи и официальных лиц (социальных работников, полиции и т. д.) по поводу обеспечения заботы и защиты ребенка или по поводу совершенного им преступления. Данный метод родился в Новой Зеландии и является адаптацией традиционного способа принятия решений в семьях Маори. После принятия закона о детях, молодежи и их семьях в 1989 году, семейные групповые конференции стали центральным звеном в системе помощи детям и молодежи.

Можно предположить, что внедрение семейных групповых конференций, по сути, является чисто технической инновацией — создается новая техника предоставления социально-психологических услуг. Однако, это не так: согласно докладу “Социальная инновация: концепция, поле исследований и международные направления”, социальные инновации отличаются от технических поскольку происходят на уровне социальных практик, структур и поведения, а не на уровне технических или материальных изменений7.

Семейные групповые конференции переструктурируют отношения между специалистами и организациями с одной стороны, и семьей — с другой. Суть семейных групповых конференций состоит в том, что семья является экспертом по возникающим проблемам, семья сама разрабатывает план решения проблем и несет ответственность за выполнение плана. Специалисты в процессе конференции выполняют вспомогательную роль, заключающуюся, в основном, в предоставлении информации о возможностях получения услуг. Такая форма работы помогает семье подобрать наиболее подходящие действия, чтобы обеспечить надлежащую заботу о ребенке. Семья здесь понимается в широком смысле, это могут быть кровные близкие и дальние родственники, друзья семьи, соседи, друзья ребенка — все те, кто заботится или мог бы заботиться о ребенке. Семейная групповая конференция собирается вокруг центрального вопроса или центральной темы, которая формулируется заранее. Центральная тема — ответ на вопрос «что должно измениться в результате конференции?». Но в центральной теме не должно содержаться конкретного ответа на вопрос, что делать. Например, формулировка: «как помочь ребенку чувствовать себя счастливым в школе» будет хорошей темой семейной групповой конференции. Но вопрос: «как нанять ребенку репетиторов по математике» будет неудачной центральной темой, так как уже содержит совет, что делать.

Вот как описывает опыт участия в семейной групповой конференции в нашем центре один из участников: «Как я понял из полученного опыта цель семейной конференции – это собраться всем вместе и сделать свои действия целенаправленными, а усилия – совместными. Каждый имел возможность свободно высказываться, результаты фиксировались ведущим. Каждому члену нашей семьи можно было переспросить, уточнить, если что-то не понял. В итоге первой части (разговора со специалистами), мы смогли выявить и ресурсы, и проблемы. Во второй части мы сами составили план. Результат получился очень хороший. Результат – это конечно план действий, но не только. Еще это чувства сына – он почувствовал себя окрыленным, значимым человеком. «Эти дяди и тети собрались только ради меня?» — спросил он меня на конференции. Мы — люди, которые вовлечены в процесс воспитания, увидели, сколько собралось людей обсуждать проблемы ребенка. Это дало чувство защищенности и внимания. Еще в итоге мы поняли, куда мы идем и какие шаги намечены. Сейчас мы реализуем намеченное. На этот форум я пришел выразить благодарность.»8

Процесс проведения семейной групповой конференции состоит из нескольких этапов, включая встречу семьи с профессионалами, на которой они озвучивают беспокоящие их вопросы и частное время семьи, которое используется для выработки плана. Затем семья представляет план специалистам, которые его принимают, если он не игнорирует обсуждаемые проблемы. Встреча семьи и специалистов координируется и фасилитируется независимым ведущим (который не работает с данной семьей). В европейских странах ведущими семейных групповых конференций являются волонтеры из местных сообществ.

Хотя процесс организации и проведения семейных конференций довольно структурирован, центральными здесь являются ценности, лежащие в основе этого метода. Ниже представлен список ценностей, предложенный Европейской Сетью по Проведению Семейных Групповых Конференций9:

  • люди имеют право на сохранение родственных и культурных связей на протяжении всей жизни;

  • каждый человек — особенно дети и уязвимые взрослые — имеют право на участие и право быть услышанным в процессе принятия решений, касающихся их жизней;

  • люди принадлежат к более широким семейным и социальным системам, которые воспитывают их и несут ответственность за них;

  • семья, а не организации, создает окружение, обеспечивающее заботу о ребенке и его защиту, и принимает ключевые решения, связанные с благополучием ребенка;

  • члены семьи хорошо знают собственную историю и используют эту информацию вместе с информацией, предоставленной профессионалами, для создания тщательных планов решения проблем;

  • расширение и усиление сети поддержки для семьи и ее друзей важно в контексте решения проблем. Это, в свою очередь, усиливает и укрепляет местные сообщества;

  • активное участие и лидерство семьи необходимо для достижения хороших результатов для всех ее членов, но в первую очередь необходимо обращать внимание на дисбаланс власти между семьей и специалистами;

  • семьи имеют право на уважение государства, но государство должно приложить дополнительные усилия для проявления уважения к тем, кто беден, исключен, маргинализован или имеет ограниченный доступ к ресурсам и сервисам;

  • государство несет ответственность за распознание, поддержку и создание возможностей для семей для защиты и заботы друг о друге;

  • Семьи имеют право на поддержку со стороны государства, которая бы способствовала росту и укреплению семей, и на защиту от вмешательства государства во внутренние дела семьи без необходимости;

  • Эти ценности позволяют сохранить ответственность людей за собственные проблемы и их решения.

Из данных ценностей вытекают практические принципы семейных групповых конференций. Формулировки принципов в различных странах и организациях разнятся. Эти различия обусловлены культуральными особенностями, различиями в системах социальной помощи, особенностями местных законодательств. Ниже приведены принципы описанные в пособии для фасилитаторов семейных групповых конференций Школы Социальной Работы Хантерского колледжа (Нью-Йорк):10

  • участие в семейных конференциях добровольно;

  • согласие членов семьи на участие в конференции должно быть информированным, это же касается и детей старше 12 лет;

  • роль членов семьи как принимающих решение должна подчеркиваться на каждом из этапов подготовки и проведения конференции,

  • беспристрастность и нейтральность ведущего является ключевым элементом конференции, способствующим ощущению автономности и эмпауерменту в семье,

  • безопасность ребенка и других членов семьи имеют первостепенную важность,

  • подготовка конференции жизненно необходима для хороших результатов,

  • семья должна получить всю необходимую информацию для принятия решений по поводу своих детей,

  • семье должно быть предоставлено столько времени, сколько необходимо, для принятия решений,

  • специалисты должны понимать, что если в плане учтены вопросы безопасности и защиты ребенка, то они должны принять разработанный семьей план.

Процесс семейной групповой конференции можно поделить на подготовку семейной групповой конференции и саму встречу семьи и специалистов.

Подготовка семейной групповой конференции.

Подготовка семейной групповой конференции начинается с направления на конференцию. Направление на семейные конференции может быть организовано по-разному в разных странах, городах и организациях. В ЦДиК «РОСТ», как правило, на конференции направляются социальными педагогами семьи, находящиеся в программе кейс-менеджмента, иногда направляются семьи, получающие помощь педагогов-психологов и других специалистов. Специалисты, которым пришла в голову идея направить семью на семейную групповую конференцию, обсуждают эту возможность на регулярном собрании подразделения. Совместно с коллегами специалист обсуждает:

  • Подходит ли этот случай для конференции: мы убеждены, что подавляющему большинству семей с которыми мы работаем семейные групповые конференции могут быть полезны. В подразделении на данный момент нет четких критериев, позволяющих механистически отфильтровывать случаи, подходящие для семейных конференций. Решение пробовать или не пробовать проводить семейную групповую конференцию принимаются по каждому конкретному случаю. Такое решение принимается, если в ходе обсуждения специалисты подразделения приходят к выводу, что участие семьи может способствовать разрешению проблемы.

  • Кого можно было бы пригласить на конференцию со стороны семьи (есть ли семья?): для проведения семейной групповой конференции необходимо, чтобы была расширенная семья. К сожалению, бывают случаи, когда мы не можем собрать семейную группу. К примеру, семья состоит из двух человек, мамы и ребенка, только что переехавших в Москву.

  • Кто из сотрудников подразделения будет выступать ведущим конференции: важным критерием выбора является невовлеченность специалиста в работу с данной семьей. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нейтральность ведущего.

  • Как можно было бы сформулировать тему конференции: как правило, формулируется несколько вариантов вопросов. Позднее ведущим эти формулировки согласуются с семьей, и выбирается наиболее подходящая.

  • Кого из специалистов можно было бы пригласить на конференцию исходя из центрального вопроса.

После собрания специалист, направляющий на конференцию, встречается с семьей. Во многих пособиях по проведению семейных конференций11 говорится, что во время специалист, направляющий на конференцию, предлагает семье семейную конференцию, обсуждает процесс, главную тему, участников конференции. В нашем случае, направляющий специалист при контакте с семьей ограничивается разрешением со стороны семьи на звонок ведущего. Это обуславливается тем, что специалисты, направляющие на семейную конференцию, часто не имеют достаточного опыта проведения предварительных встреч с семьей. Поэтому эти функции берет на себя ведущий конференции.

На предварительную встречу с семьей ведущий приглашает родителей и ребенка. Вовремя предварительной встречи важно:

  • Рассказать членам семьи о методе: о цели, процедуре, правилах.

  • Обсудить добровольность участия в конференции и прояснить, согласны ли члены семьи участвовать в семейной групповой конференции.

  • Согласовать формулировку центрального вопроса конференции.

  • Обсудить возможные кандидатуры участников со стороны семьи, со стороны специалистов, роль каждого из них.

  • Обсудить особые обстоятельства в семье (конфликты, насилие и пр.), которые могли бы помешать ходу встречи, и обсудить, как можно предотвратить их влияние.

  • Особо обсудить суть второго этапа конференции, когда семья в частном порядке принимает план и критерии его принятия.

  • Обсудить удобное время для семьи и место проведения конференции.

После предварительной встречи с родителями ведущий конференции проводит встречи с другими членами семьи, которые могли бы участвовать в конференции. В случае невозможности очной встречи разговор можно провести по телефону. В ходе разговора ведущий и члены семьи обсуждают следующие вопросы:

  • Особенности метода, центральную тему конференции и их роль в семейной групповой конференции.

  • Возможность участия в семейной групповой конференции.

  • Кто приглашается на конференцию со стороны семьи, возможно кто-то еще мог бы участвовать.

  • Удобные время и место проведения семейной групповой конференции.

В ходе подготовки каждой семейной групповой конференции ведущий проводит встречи с каждым из участвующих специалистов. Эти встречи очень важны, и основная их цель — помочь специалистам перейти в неэкспертную позицию. Роль специалистов в семейных групповых конференциях отличается от привычной специалистам роли. Многие специалисты в повседневной практике проводят диагностику, пишут заключения, дают рекомендации, участвуют в комиссиях. Все эти действия предполагают экспертность специалиста и его ответственность в принятии решений. На групповых семейных конференциях специалисты выполняют вспомогательную роль. Они предоставляют свою точку зрения на ситуацию в семье и информацию об услугах. За все решения ответственна семья. Для специалистов бывает сложно отказаться от привычной роли. Предварительные встречи помогают им это сделать. В ходе этих встреч ведущий со специалистом обсуждают:

  • Процесс проведения семейных групповых конференций: цели, основные этапы. Подчеркиваются особенности роли специалистов.

  • Содержание выступления специалиста на конференции. Мы предлагаем специалистам подготовить выступление по структурированному плану, условно делящему выступление на три части. Вначале выступления предполагается обозначение ресурсов и сильных сторон семьи (если специалист знаком с семьей). Далее специалисту предлагается обозначить задачи, которые можно было бы выполнить, чтобы решить основной вопрос. Закончить выступление предлагается предложением услуг специалистов, которые могли бы помочь решить центральный вопрос. Важно, чтобы специалист избегал директивности вовремя своего сообщения. Структурированное таким образом выступление помогает специалистам избежать прямых советов, обвинений кого-либо из семьи и диагностических клише.

  • В ходе выступления специалисту важно избегать использования терминов и профессионального жаргона. Желательно, чтобы содержание сообщения было понятно даже ребенку.

  • Время и место конференции.

Если по каким-либо причинам специалист не может прийти на конференцию, он может подготовить письменное сообщение, которое будет зачитано на фазе обмена информацией.

Кроме проведения предварительных встреч ведущий отвечает за согласование времени, подготовку помещения и другие организационные задачи. По мере возможности, важно вовлекать семью и ребенка в подготовку конференции. Например, можно делегировать ребенку выбор угощений для участников конференции, согласовать с ним рассадку участников. Вовлечение семьи в подготовку конференции демонстрирует приверженность ценностям метода.

Проведение семейной конференции

Как и любая встреча, конференция начинается с приветствия. Ведущий представляется сам и предлагает собравшимся тоже представиться, назвав свое имя и отношение к ребенку. Далее ведущий еще раз рассказывает о процедуре проведения семейной групповой конференции, цели, этапах и ожидаемом результате. Еще раз подчеркивается ключевая роль семьи. Озвучивается центральный вопрос. Обычно ведущий его записывает заранее, на флипчате. Озвучиваются правила семейных групповых конференций, такие как — конфиденциальность, фокус на поиске решения центрального вопроса, фокус в будущее, ясность изложения информации, право каждого на высказывание, уважение к различным точкам зрения. Обычно правила тоже заранее записаны на флипчате.

После этого ведущий предлагает перейти к этапу обмена информацией. На этой сталии высказываются специалисты по предложенному плану: ресурсы и сильные стороны семьи, задачи, предложения. Члены семьи могут задавать вопросы, просить уточнить информацию. Если ребенок в семье находится в ситуации особого риска: недоедает, подвергается насилию, живет в условиях непригодных для жизни, специалисты могут предложить обязательный пункт плана, который должен быть включен в конечный план. Этот пункт называется минимальным требованием. Ведущий на данном этапе фиксирует основные тезисы выступлений на флипчате, следит за выполнением правил, фасилитирует обсуждение.

После обмена информацией, если у членов семьи не осталось вопросов к специалистам, ведущий предлагает перейти к следующему и центральному этапу конференции личному времени семьи. Специалисты покидают помещение, в котором проводится конференция. Ведущий еще раз объясняет членам семьи задачу этого этапа, напоминает о том, что они могут пользоваться услышанной от специалистов информацией, приводит структуру плана и условия принятия специалистами этого плана. После этого, если у семьи нет вопросов, ведущий конференции тоже уходит из помещения. Семья остается сама по себе и приступает к обсуждению плана. В процессе обсуждения семья может консультироваться со специалистами, если им непонятны некоторые предложения, но план они создают без участия специалистов. Семья обсуждает решения столько времени, сколько ей необходимо.

Когда все готово, семья зовет специалистов и презентирует план. Специалисты слушают презентацию, задают уточнающие вопросы, и если план соответствует формальным критериям (выбраны действия, определены ответственные и сроки выполнения), план принимается. Ведущий следит за тем, чтобы специалисты не подвергали план содержательной критике.

После принятия плана ведущий обговаривает с семьей дальнейшее взаимодействие по мониторингу выполнения плана, и семейная групповая конференция торжественно закрывается.

Мониторинг выполнения плана

Как правило, ведущий договаривается о встрече с семьей через какое-то время с целью обсуждения выполнения плана. В подавляющем большинстве случаев семья выполняет план, выработанный в ходе конференции, иногда с минимальными изменениями. В нашей практике было несколько случаев, когда через несколько недель после конференции семья пришла к выводу, что выработанный план неадекватен. Но эти семьи выступили инициаторами повторных встреч для выработки нового плана.

Условия для проведения семейных групповых конференций

Как правило, инновационная деятельность в социальной сфере ассоциируется с деятельностью НКО. Государственные структуры, напротив, ассоциируются с приверженностью традиционным формам работы, некоторой ригидностью и бюрократизмом. Действительно, в психологических центрах системы образования сложилась традиция практики с опорой на индивидуальную работу специалистов. Внедрение новых практик, предполагающих командную работу, сталкивается со значительными трудностями.

Проводя семейные групповые конференции, сотрудникам подразделения приходится преодолевать массу барьеров. Согласно Джеффу Малгану12, существует четыре основных барьера для запуска социальной инновации:

1) эффективностьдаже самые продуманные инновации в кратковременной перспективе угрожают уже устоявшимся механизмам, поэтому такие реформы всегда встречают сопротивление.

В психологических центрах системы образования сложилась определенная практика работы с семьями, которая сопровождается определенным документооборотом. Эффективность измеряется охватом участников образовательного процесса — чем больше охват, чем больше отработано деточасов, тем лучше. Семейные групповые конференции выбиваются из этой системы и не позволяют специалистам отчитаться о работе привычным образом. Это вызывает сопротивление специалистов и вызывает вопросы об эффективности у руководства.

2) интересыинновации противоречат интересам множества лиц, которые не хотят инвестировать в новые практики и, возможно, вложили много ресурсов в старые практики.

Сейчас система образования проходит через процесс реформирования системы оплаты работы специалистов. Психологические центры массово вынужденны вводить платные услуги. Заработная плата специалистов начинает зависеть от количества оказанных платных услуг. Это приводит к ряду нежелательных последствий. Центры начинают ориентироваться на платежеспособных клиентов. Те, кто не может оплатить услуги специалиста, перестают их интересовать. Специалисты нацелены на длительную индивидуальную работу с платежеспособными клиентами. В итоге, семейные групповые конференции, как метод, входят в конфликт с экономическими интересами специалистов, так как лишают их заработка, ибо благодаря конференциям семьи сами решают свои проблемы, без участия специалистов.

3) мировоззрениесуществующая система базируется на нормах и представлениях, которые со временем разделяются благополучателями этой системы.

Ценности, лежащие в основе семейных конференций, бросают вызов ценностям, распространенным в среде специалистов системы образования.

4) личные взаимоотношенияогромное количество взаимосвязей в общественной системе строится на личных взаимоотношениях между участниками данной системы, и выстраивание этих связей на основании одолжений и услуг может сильно продвинуть вперед внедрение социальной инновации, но чаще эти взаимоотношения скорее осложняют продвижение новых идей в социальной сфере.

Новые экономические условия системы образования оказывают влияние и на взаимоотношения специалистов, в данный момент часто находящихся в конкурентных отношениях друг с другом. Они экономически заинтересованы в поддержании имиджа более опытных и компетентных специалистов, чем коллеги. Специалисты конкурируют друг с другом за клиентов, что также создает барьеры к развитию метода в центрах.

Но тем не менее, в ЦДиК «РОСТ» социальные инновации стали возможны. Этому способствовала поддержка руководства центра в направлении развития инновационных практик. Подразделению социально-педагогического сопровождения было выделено отдельное помещение для работы. Расписание сотрудников регламентируется минимально, оборот отчетности минимизировался. Благодаря этому, у сотрудников подразделения есть достаточно времени для поиска необходимых информационных ресурсов, обмена идеями, организации обсуждений, рефлексии. Во многом это стало возможным благодаря организационным особенности работы социальных педагогов в системе образования. В отличие от педагогов-психологов деятельность социальных педагогов не так бюрократически зарегулирована, что создает возможности для эксперементирования и внедрения инновационных практик в работу центра.

Также огромным ресурсом поддержки для нашей команды является сотрудничество с другими центрами, развивающими восстановительные практики — общественным центром «Судебно-правовая реформа» и региональными некоммерческими организациями. Мероприятия Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, встречи ассоциации кураторов школьных служб примирения и медиаторов г. Москвы обеспечивают методическую и моральную поддержку нашей деятельности.

Заключение

Таким образом, в данной статье был обобщен опыт проведения семейных групповых конференций в ЦДиК «РОСТ». Несмотря на то, что в ЦДиК «РОСТ» семейные групповые конференции проводятся уже несколько лет, контуры модели проведения семейных групповых конференций в нашем центре только начинают просматриваться. Мы продолжаем учиться и вносить изменения в сложившуюся практику. Мы надеемся, что несмотря на все барьеры, наша деятельность продолжится и будет развиваться.

1 Geoff Mulgan “Social innovation: what it is, why it matters and how it can be accelerate”. Young Foundation. 2007 http://youngfoundation.org/wp-content/uploads/2012/10/Social-Innovation-what-it-is-why-it-matters-how-it-can-be-accelerated-March-2007.pdf

2 Ibid. P. 8

3 Кейс-менеджмент (социальное сопровождение, индивидуальная социальная работа со случаем, междисциплинарное ведение случая) — процесс, в котором объединяются оценка, планирование, помощь и поддержка в получении услуг, соответствующих потребностям клиента и оказываемых благодаря совместному общению и поиску доступных ресурсов для получения планируемого результата.

4 Diagnosis and management of ADHD in children young people and adults. National clinical practice guideline. British Psychological Sosiety and The Royal College of Psychiatrists. 2009

5 Хороший обзор теории и практики критической социальной работы дан в статье Кутузова Д.А. Психологическая помощь: на стороне социальных реформ или социального контроля? Современная критическая социальная работа за рубежом // Консультативная психология и психотерапия. 2009. №4. – C. 166-187

7 Jürgen Howaldt, Michael Schwarz “Social Innovation: Concepts, research fields and international trends“.Dortmund, May 2010 http://www.internationalmonitoring.com/fileadmin/Downloads/Trendstudien/IMO%20Trendstudie_Howaldt_englisch_Final%20ds.pdf

8 Цитата из стенограммы выступления одного из родителей-участников семейной групповой конференции на форуме «Примирительные технологии в разрешении школьных конфликтов», который проходил в ЦДиК «РОСТ» 25.04.2012.

9 Family Group Conferences Purpose, Values and Processes. EU FGC Network October 2012 in Sofia, Bulgaria http://www.fgcnetwork.eu/user/file/fgc_purpose_values_and_processes_2012.pdf

10 Melissa Hanson. Family group conference fasilitator’s manual. NRCPF. Hunter College School of Social Work. 2009 http://www.nrcpfc.org/webcasts/archives/05/trainingmanualnov04.pdf

11 К примеру, Коноплева С. В. Семейные групповые конференции в России: теория и практика. Мурманск, 2010

12 Geoff Mulgan “Social innovation: what it is, why it matters and how it can be accelerate”. Young Foundation. 2007 http://youngfoundation.org/wp-content/uploads/2012/10/Social-Innovation-what-it-is-why-it-matters-how-it-can-be-accelerated-March-2007.pdf

Литература:

  1. Коноплева С. В. Семейные групповые конференции в России: теория и практика. Мурманск, 2010

  2. Кутузова Д.А. Психологическая помощь: на стороне социальных реформ или социального контроля? Современная критическая социальная работа за рубежом // Консультативная психология и психотерапия. 2009. №4. – C. 166-187

  3. Роб Ван Паже Семейные групповые конференции: этапы проведения // Вестник восстановительной юстиции. Москва. 2011. №8. — с. 91-96

  4. Diagnosis and management of ADHD in children young people and adults. National clinical practice guideline. British Psychological Sosiety and The Royal College of Psychiatrists. 2009

  5. Jürgen Howaldt, Michael Schwarz “Social Innovation: Concepts, research fields and international trends“. Dortmund, May 2010 http://www.internationalmonitoring.com/fileadmin/Downloads/Trendstudien/IMO%20Trendstudie_Howaldt_englisch_Final%20ds.pdf
  6. Melissa Hanson. Family group conference fasilitator’s manual. NRCPF. Hunter College School of Social Work. 2009 http://www.nrcpfc.org/webcasts/archives/05/trainingmanualnov04.pdf
  7. Family Group Conferences Purpose, Values and Processes. EU FGC Network. Sofia. 2012. http://www.fgcnetwork.eu/user/file/fgc_purpose_values_and_processes_2012.pdf
  8. Geoff Mulgan “Social innovation: what it is, why it matters and how it can be accelerate”. Young Foundation. 2007 http://youngfoundation.org/wp-content/uploads/2012/10/Social-Innovation-what-it-is-why-it-matters-how-it-can-be-accelerated-March-2007.pdf


Оставьте комментарий