Профилактика нарушений поведения у детей и подростков: факторы риска, факторы защиты

Факторы риска и факторы защиты

Двумя ключевыми процессами, главными для профилактических программ являются факторы риска и факторы защиты. Специалисты говорят о том, что в жизни человека бывают обстоятельства,

которые могут способствовать развитию поведенческих расстройств; эти обстоятельства называют ФАКТОРАМИ РИСКА. В то же время имеется ряд других факторов, которые удерживают человека от такого шага, и они называются ЗАЩИТНЫМИ ФАКТОРАМИ. Если в жизни человека факторы риска оказываются сильнее защитных факторов, то существует вероятность того, что он/она будет подвержен развитию поведенческих расстройств.

Факторы риска

Факторы риска – средовые, биологические, психологические силы и силы, связанные со взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения.

Вероятность развития поведенческого нарушения резко возрастает с увеличением числа факторов риска. Одни факторы риска являются общими для широкого круга эмоциональных и поведенческих проблем, тогда как другие оказывают более специфическое влияние.

Генетические факторы почти неизбежно играют важную роль в развитии поведенческих и эмоциональных проблем.

Исследования ряда семей упорно показывают, что у детей с психологическими и поведенческими проблемами родители с психопатологией встречаются гораздо чаще, чем у детей без такого рода проблем (Rutter et al., 1990), и из многих работ следует, что значительную роль в детском темпераменте играют генетические факторы. Однако важно подчеркнуть, что психопатология у родителей сопровождается повышенным социальным стрессом, финансовыми проблемами, проблемами в отношениях между партнерами и неадекватным воспитанием детей, т. е. всеми средовыми факторами риска для развития нарушений (Spence, 1998). Поэтому сравнительные роли генов и окружающей среды «вычленить» трудно.

Значительным источником риска являются и биологические факторы. Например, такие пренатальные влияния, как употребление матерью алкоголя, наркотиков или табака во время беременности, наиболее известные биологические факторы.

Хотя нельзя отрицать важность генетических и биологических факторов, важно подчеркнуть и то обстоятельство, что у многих детей, подвергавшимся биологическим факторам риска, соответствующие нарушения и расстройства не развиваются.

В дошкольном и младшем школьном возрасте поведенческие и эмоциональные расстройства тесно взаимодействуют друг с другом и могут являться факторами риска развития нарушений в более старшем возрасте.

Когда дети переживают в процессе учебы трудности или не могут учиться, результатом часто становится эмоциональный дистресс (негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться). Подобный эмоциональный дистресс способен, в свою очередь, спровоцировать развитие процессов оппозиционного поведения и может способствовать развитию и поддержанию процессов внутрисемейного принуждения, которые приводят к развитию поведенческих, эмоциональных, и в дальнейшем, и новых учебных проблем (Patterson, Reid & Dishiion, 1992)

Был идентифицирован широкий круг средовых факторов риска, связанных с родительским воспитанием и семьей. Социоэкономическое неблагополучие и средовая депривация (недостаточное удовлетворение потребностей) — вот два самых известных примера подобных факторов риска. Однако почти невозможно установить, существуют ли вообще прямые связи между социоэкономическим неблагополучием и детскими поведенческими проблемами, и каковы они. Дело в том, что социоэкономическое неблагополучие тесно связано со многими другими факторами риска — неблагополучное окружение, не налаженный быт, малая доступность образования, меньшая образованность матерей, большее число неполных семей, финансовые трудности, проблемы у родителей — психологические и связанные со злоупотреблением психоактивными веществами, а также недоступность социальных услуг и услуг в сфере досуга.

Патерсон (Patterson 1992, 1994) и другие ученые предполагают, что напрямую социоэкономическое неблагополучие с развитием расстройств детского возраста  не связано. Однако подобные факторы могут играть роль в развитии родительской психопатологии и взятии на вооружение неэффективных навыков воспитания, что впоследствии приводит к учащению детских проблем посредством таких механизмов, как процессы внутрисемейного принуждения.

Принудительные, неэффективные, непоследовательные, непостоянные паттерны родительского воспитания, с которыми связано развитие поведенческих проблем на протяжении периода детства, могут начинаться и в младенчестве и в дошкольные годы. Соответственно дети дошкольного возраста, подвергавшиеся неадекватному воспитанию, рискуют развитием проблемных отношений со сверстниками. Помимо прямой роли, которую принудительное, грубое, непоследовательное воспитание может сыграть в развитии поведенческих и эмоциональных проблем раннего детского возраста, оказывается, что воспитание может быть непосредственно связано с низкой готовностью к школе, неуспеваемостью в школе и неэффективной саморегуляцией.

Знание факторов риска снабжает социального работника многочисленными мишенями для профилактики. Но важно помнить, что у многих индивидов, которые подвергаются воздействию факторов риска, эмоциональных и поведенческих проблем не развивается. Дело в том, что выявление факторов риска и работа с ними представляет собой лишь часть профилактической работы, другую составляет работа с защитными факторами.

Факторы защиты

Защитными факторами называют личностные и средовые характеристики которые целиком или частично оберегают от негативного влияния факторов риска.

Нередко бывает, что защитные факторы ошибочно считают просто противоположностью факторов риска (Rutter, 1990) На самом же деле защитные факторы — те особенности личности или окружающей среды, которые опосредуют негативное воздействие факторов риска. Часто считают, что защитными являются факторы, которые способствуют развитию у человека компетенций (способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в определенной широкой области)

Развитие социальных компетенций связано с развитием эмоционального контроля, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, способность к усвоению и применению социальных правил и норм.

Развитию социальных компетентностей во многом способствуют особые паттерны воспитания. Баумрид назвал такой тип воспитания «авторитетным» авторитетный означает знающее, разумное руководство с уважением чужих мнений и прав, но при необходимости не лишенное директивности. Авторитарный — подход, при котором ценятся слепое повиновение и концентрация власти.

Авторитетное воспитание серьезно влияет на нормальное развитие и к тому же может позитивно воздействовать на развитие социальной компетентности и хорошей успеваемости у детей с антисоциальным поведением (Patterson, 1982)

С развитием социальной компетентности напрямую связано установление здоровых отношений со сверстниками, как и эффективное воспитание и академическая успеваемость. Установление позитивных отношений со сверстниками в раннем детском возрасте предвещает позитивные отношения с равными в будущем, лучшее психическое здоровье и устойчивую самооценку (Dishion et al., 1991, 1999)

Таким образом, основными защитными факторами являются развитие социальные компетенции, адекватные стратегии воспитания как в семье, так и в учебных заведениях и установление позитивных отношений со сверстниками.

Расстройство Факторы риска Факторы защиты
Депрессивные расстройства
  • Генетика
  • Тяжелые жизненные события и травмы
  • Накопленный жизненный стресс
  • Социоэкономическая депривация
  • Низкая самооценка
  • Принадлежность к женскому полу
  • Генетика
  • Уровень интеллекта
  • Поддерживающие отношения со значимыми взрослыми
  • Социальная поддержка
  • Планы на будущее
Нарушения поведения
  • Генетика
  • Принадлженость к мужскому полу
  • Семейная дисфункция
  • Психопатология у родителей
  • Социоэкономическая депривация
  • Злоупотребление психоактивными веществами
  • Неадекватные одительские навыки
  • Проблемы с учебой
  • Антисоциальные группы равных
  • Низкий уровень родительского контроля
  • Генетика
  • Интеллект
  • Конструктивные отношения с опекающими лицами
  • Позитивные отношения со сверстниками
  • Позитивные отношения с педагогами
  • Хорошая успеваемость
  • Доступ к социальным услугам
  • Просоциальные группы равных
  • Эффективные родительские навыки
  • Эффективный родительский контроль
Злоупотребление алкоголем 

и зависимость от алкоголя

  • Генетика
  • Неврологиеческие расстройства
  • Антисоциальное поведение в детстве
  • Плохая успеваемость
  • Низкая адаптируемость
  • Групповое поведение равных
  • Социоэкономическая депривация
  • Активный поиск острых ощущений
  • Генетика
  • Позитивные групповые нормы
  • Сильная привязанность к родителям
  • Доступ к услугам
  • Навыки самообладания и преодоления стресса
Факторы, общие для многих расстройств
  • Генетика
  • Ограниченный доступ к услугам
  • Малый вес при рождении
  • Трудный темперамент
  • Трудные отношения между родителями
  • Социоэкономическая депривация
  • Средовая депривация
  • Преступность родителей
  • Психопатология у родителей
  • Неуспеваемость
  • Языковые проблемы
  • Генетика
  • Интеллект выше среднего
  • Социальная компетенция
  • Адаптивные отношения между родителями и ребенком
  • Принадлежность к мужскому полу
  • Навыки решения проблем
  • Внутренний локус контроля
  • Адекватность окружающей среды
  • Отзывчивые родители
  • Академическая компетенция
  • Адаптивные отношения со взрослыми не являющимися родителяи
  • Социальная поддержка

Селективная профилактика: целевые группы.

Зная факторы риска и факторы защиты можно выделить группы для селективной профилактики. Такие группы называют уязвимыми группами. Степень уязвимости может быть оценена из совокупности факторов риска и факторов защиты. Но важно помнить, что молодежь, не подвергающаяся влиянию факторов риска, может сталкиваться с проблемным поведением и наоборот. Также важно понимать, что факторы риска и защиты взаимодействуют друг с другом, к примеру интенсивное эксперементирование с психоактивными веществами может повлечь регулярные прогулы в школе, а регулярные прогулы в школе могут усугубить ситуацию с наркотиками. Учитывая эти особенности можно выделить следующие группы:

 

  1. Дети ,переставшие посещать школу, или регулярно ее прогуливающие. В рамках школы и других учебных заведений растущая личность кроме обучения реализует еще массу задач: развитие навыков общения со сверстниками и значимыми старшими, развитие навыков самоорганизации и решения проблем, и прочее. Раннее исключение из школы может повлечь за собой нарушение этих задач. Дети и подростки прогуливающие школу имеют гораздо меньший доступ к социальным и медицинским услугам. Частые прогулы и раннее исключение из школы взаимосвязаны с риском вовлечения в криминальную деятельность и ранним началом употребления алкоголя и других психоактивных веществ.

Примеры профилактических вмешательств:

Профилактические вмешательства могут делиться на профилактику прогулов и раннего исключения из школы ( как правило такие программы осуществляются на базе школ) и программы альтернативного образования для тех, кто уже не посещает школу (эти программы реализуются на базе дневных центров и центров по работе с сообществами)

Программы профилактики прогулов и раннего исключения могут включать в себя дополнительные образовательные курсы для детей имеющих трудности в усвоении программы, тренинги по развитию социальных навыков и индивидуальное психологическое консультирование. Как правило, данные программы реализуются с начальной школы с детьми столкнувшимися с трудностями в усвоении программы или с детьми с трудностями в поведении. Некоторые программы включают в себя и вовлечение родителей как союзников учителей. Для родителей проводятся тренинги по развитию родительской компетентности. Родители включаются в образовательный процесс.

Альтернативные образовательные программы (программы второго шанса) Занятия включают в себя обучение работы с деревом, металлом, обучение навыкам работы на компьютере . Также программы могут включать в себя тренинги коммуникативных навыков, решения проблем, конструктивного разрешения конфликтов. В некоторых программах предусмотрены занятия физкультурой, спортивные игры, досуговые группы.

2. Несовершеннолетние правонарушители. Существуют программы профилактики, направленные на помощь подросткам, совершившим правонарушения в сфере оборота наркотиков, и программы, работающие с подростками совершившими правонарушения в более широком смысле (кражи, насильственные действия и пр.) Связь между правонарушениями и употреблением наркотиков хорошо доказана. Эти факторы сильно пересекаются и взаимно обуславливают друг друга. В связи с этим важно реализовывать программы селективной профилактики правонарушений в рамках реабилитационных программ для подростков употребляющих наркотики,  также необходима профилактическая работа по профилактике злоупотребления наркотиками в системе правосудия.

Примеры профилактических вмешательств:

В рамках образовательных учреждений доказали свою эффективность профилактические программы на основе восстановительного подхода к правонарушениям: программы равной медиации (проведение встреч по разрешению конфликтов при участии посредника из числа подростков), восстановительные круги (конфликты разрешаются при участии школьных сообществ), семейные конференции (конфликты разрешаются при участии семьи и близких правонарушителя). Данный подход позволяет правонарушителю взять на себя ответственность за совершенное и загладить причиненный ущерб. Жертва может восстановиться после травматических событий. Данные программы способствуют примирению жертвы и правонарушителя. Многочисленными исследованиями доказано, что данные программы снижают количество конфликтов в образовательных учреждениях и развивают навыки разрешения конфликтов у учащихся.

Наряду с программами восстановительного правосудия существуют программы опирающиеся на реабилитационный подход к проблеме подростковых правонарушений. Основой таких программ является организация индивидуальной реабилитационной программы для правонарушителя и индивидуальную работу по реализации данного плана (кейс-менеджмент, социальное сопровождение, работа со случаем).

Во многих странах программы профилактики повторных правонарушений включают в себя групповую работу на базе пенитенциарных учреждений или социальных центров (тренинги по развитию, навыков принятия решения, контролю гнева, составления бюджета, трудоустройства и т. д.) Эффективность данного подхода также доказана.

3. Дети и подростки, начавшие употребление психоактивных веществ. Как говорилось выше, употребление психоактивных веществ взаимосвязано с другими факторами риска. Группа подростков, начавших употребление психооактивных веществ, неоднородна. Среди подростков из этой группы довольно значительная часть является рекреационными, эпизодическими потребителями ПАВ. Данную группу подростков необходимо отделять от тех, у кому диагностируется зависимость в связи с тем, что у этих групп будут довольно сильно различаться потребности в социальных услугах. Краткосрочной целью профилактического вмешательства в случае эпизодического употребления будет уменьшение негативных последствий употребления психоактивных веществ. Долгосрочной целью будет избегание развития зависимости.

Примеры профилактических вмешательств.

Несовершеннолетние потребители психоактивных веществ гораздо более уязвимы перед угрозой инфицирования ВИЧ, риска передозировок, несчастных случаев. Несмотря на то, что на сегодняшний день, в большинстве стран развиваются низкопороговые программы на основе стратегии снижения вреда, чаще всего услуги этих программ не доступны для несовершеннолетних потребителей наркотиков. Но несовершеннолетние потребители  нуждаются в услугах подобных программ: программ обмена шприцев, консультирования в условиях аутрич-работы, социального сопровождения.

То же самое можно сказать о доступе к программам лечения зависимости. Большинство реабилитационных центров неадаптированы для несовершеннолетних пациентов. Эффективные программы для подростков включают как индивидуальную, так и групповую работу в отношении зависимости, так и программу по развитию жизненных навыков, развитие родительской компетентности у родственников, образовательные программы и социальную помощь.

4. Бездомные дети. Дети, живущие на улице, также являются очень неоднородной группой. В нее входят дети, у которых есть дом и родители, но значительную часть времени они проводят на улице, общаясь с другими уличными детьми, зарабатывая деньги, питаясь и развлекаясь на улице. Есть дети, родители которых живут в другом регионе, или сироты. А также есть дети воспитывающиеся в бездомных семьях. Жизнь на улице связана с высоким риском развития нарушений поведения: развития деликвентности, злоупотребления употребления ПАВ, агрессивного поведения и т. д..

Примеры профилактических вмешательств.

Профилактическая работа с детьми и подростками должна носить комплексный характер и проводится на всех уровнях — как на уровне уличной работы, так и в дневных центрах приютах. Бездомность часто сочетается с употреблением психоактивных веществ. Многие дети оказались на улице в связи с жестоким обращением дома. При составлении профилактического плана необходимо учитывать особенности личной истории каждого клиента и планировать работу исходя из индивидуальных потребностей клиента. Она должна включать в себя как индивидуальную социальную работу, так и групповые занятия по развитию жизненных навыков и развитие социальной компетентности. На уровне сообщества используется такая форма как аутрич-работа.

5. Дети воспитывающиеся в условиях длительного психологического или физического насилия. Дети могут столкнуться с насилием как в семье, так и в воспитательных учреждениях. Насилие крайне негативно сказывается на физичиском, психологическом и социальном благополучии детей. У таких детей часто обнаруживается отставание и интеллектуальном и эмоциональном развитии. У них также часто обнаруживается дефицит социальных навыков. Риск развития нарушений поведения у детей переживших подобный опыт довольно высокий.

Примеры профилактических вмешательств:

В данной ситуации необходима работа как с семьей или официальными опекунами, так и с детьми. Огромную роль играет консультативная и тренинговая работа по развитию родительских компетентностей и улучшению взаимодействия как между родителями, так между родителями и детьми.

Работа с детьми может включать в себя индивидуальную и групповую психотерапевтическую работу по преодолению последствий жестокого обращения. Помимо этого полезным будет работа по развитию жизненных навыков как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Таким образом, опираясь на знание о факторах риска и факторах защиты мы можем проанализировать жизненную ситуацию клиента. И исходя из особенностей этой ситуации помимо непосредственной социальной помощи мы можем спланировать и профилактическую программу позволяющую существенно снизить риск появления множества проблем в будущем у клиента.

 

Литература:

1.  Сандберг Н., Уайнбергер А., Таплин Дж. Клиническая психология: теория, практика, исследования. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

2. Drugs and vulnerable groups of young people EMCDDA, Lisbon, June 2008

3. Preventing later substance use disorders in at-risk children and adolescents EMCDDA, Lisbon, February 2009

Арсений

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: