Константин Зборовский. Группы самопомощи в технологии социальной реабилитации инвалидов

(из журнала Социальная работа № 5, 2008)

В последнее время все активнее и активнее проводится модификация технологий реабилитации различных категорий инвалидов. Особое внимание уделяется методикам и подходам, направленным на максимальную активизацию самого человека с ограничениями жизнедеятельности и членов его микросоциального окружения. Другими словами, на первый план выходят следующие задачи:
1. Четкое определение реабилитационного потенциала человека и его резервных (потенциальных) возможностей, то есть использование реабилитационного механизма компенсации на всех уровнях. Данное обстоятельство объясняется тем, что восстановление нарушенных функций у человека медицинскими силами и средствами чаще всего в значительной мере ограничено характером развившегося заболевания, степенью морфофункциональных нарушений и отрезком времени, прошедшим после начала заболевания. Так, например, при инсульте восстановление нарушенных двигательных, сенсорных, высших психических и др. функций особенно активно происходит в первые три месяца. В дальнейшем активность восстановления снижается, однако в течение первых шести месяцев и даже до одного года могут происходить достаточно значительные позитивные изменения. По мнению ряда авторов, позитивные восстановительные сдвиги могут наблюдаться и в период от одного года до двух лет (период последствий инсульта), однако их степень носит минимальный характер.
Так или иначе, наступает период, когда у человека, перенесшего серьезное заболевание, которое оставило после себя надолго значительные функциональные нарушения, формируется дефект (парез, паралич, слепота…), который не поддается восстановлению медицинскими мерами. В данном случае медицинские мероприятия направлены на поддержание нормального общего функционального состояния (поддерживающая терапия).

Наряду с этим, человек продолжает жить в обществе, у него остаются прежние планы, жизненные цели и стремление выполнения прежних социальных ролей. С учетом развившегося дефекта здоровья ему становится сложнее все это реализовать. Он просто не знает, как жить в новом для него физическом состоянии. Поэтому главное в жизни человека — это реализация себя как личности, и, соответственно, реабилитационная потребность заключается в социальной реабилитации личности. Таким образом, из вышесказанного вытекает вторая задача

2. Диагностика особенностей личности инвалида и, в частности, типов реагирования его на болезнь и состояние, связанное с нарушениями и дефектами здоровья. При планировании и проведении реабилитационных мероприятий необходимо четко отслеживать каскад патологических, психологических нарушений, являющихся реакцией или следствием основной проблемы, а также динамику переживания нового, непривычного состояния.

Чаще всего значимые психологические нарушения зависят не от того, какой физический, сенсорный или другой дефект у человека, а от того, как он его оценивает, и насколько он значим на уровне собственного сознания. Можно быть абсолютно адаптивным, сидя в инвалидной коляске, и даже управлять страной (президент США Рузвельт), а можно войти в минимальный недуг и ощущать себя ненужной «развалюхой». Таким образом, следующей задачей является диагностика или изучение интегрального показателя благополучия и адаптивности человека, это
3. Изучение динамики качества жизни. Данный показатель показывает нам не объективную оценку состояния каких-либо систем органов или сфер жизни человека, он характеризует субъективное ощущение человеком себя в этих сферах. Данный показатель может изменяться независимо от изменения физического состояния человека.
Это объясняется тем, что показатель качества жизни в значительной степени зависит от социальных, средовых, экономических, психологических и др. параметров жизни конкретного индивида. В связи с этим для более полной оценки возможностей человека с ограничениями жизнедеятельности вследствие дефектов здоровья целесообразна реализация четвертой задачи
4. Проведение исследования степени ограничения критериев жизнедеятельности, особенно в отношении возможной активности человека и участия в общественной жизни. Данное исследование показывает, насколько социально значимы для данного человека его функциональные нарушения, и выделяет основные ограничения критериев жизнедеятельности, формирующие в последующем социальную недостаточность. Зачастую при составлении индивидуальных программ реабилитации мы сталкиваемся с ситуациями, когда видимые, значительные ограничения, например, в сфере передвижения, при
использовании адекватных технических средств реабилитации влияют на формирование социальной недостаточности значительно меньше, чем нарушения общения или возможности трудовой и профессиональной деятельности, определяемые социально-средовыми барьерами.
Безусловно, следующей задачей является составление комплексной программы реабилитации для человека, попавшего в затруднительную жизненную ситуацию вследствие дефектов здоровья.
5. Комплексная программа реабилитации должна быть нацелена, насколько это возможно, на нормализацию социальной, профессиональной ситуации данного человека. При составлении индивидуальных программ реабилитации мы всегда учитываем все основные принципы: раннее начало, преемственность фаз, комплексность реабилитационных подходов, непрерывность и т.д. Безусловно, это правильно, однако при составлении ИПР мы ориентируемся на какой-то конкретный отрезок времени стационарного или амбулаторного этапов и совершенно выпускаем из виду значительный временной период, необходимый для полной успешной микро- и макросоциальной адаптации в привычных, на первый взгляд, но новых в связи с новым функциональным статусом социальных, бытовых, средовых условиях. В связи с этим человек с ограничениями жизнедеятельности, получив в стационарных или амбулаторных реабилитационных учреждениях рекомендации по дальнейшей социальной адаптации, не может их адекватно использовать и остается зачастую один на один со своими проблемами.
Данное обстоятельство определяет актуальность разработки и внедрения новых технологий и подходов в социальной реабилитации данной категории лиц. Речь идет о технологиях, способствующих мягкой адаптации человека в обычных, привычных для него условиях: дома, на работе, в общении с друзьями и т.д. С этой целью на базе территориальных центров социального обслуживания населения созданы отделения дневного пребывания инвалидов. Технологии работы данных отделений нацелены на разнообразную помощь инвалидам в их социальной адаптации, занятости, налаживании контактов, общения и т.д.
Одним из реабилитационных подходов, которые могут внедряться в данных отделениях, является организация групп самопомощи инвалидов. Опыт применения данного подхода в рамках совместного проекта ОО «Белорусская ассоциация социальных работников» и Паритетного благотворительного союза Баварии «Создание и объединение в сеть трех центров поддержки групп самопомощи инвалидов», который реализован в 2006-2008 гг. при финансовой поддержке Фонда «Акция — Человек», Германия, показал достаточно высокую степень эффективности. Включение инвалидов в группы самопомощи явилось, в ряде случаев, логичным мягким завершением предыдущих этапов реабилитации, в некоторых cлучаях  хорошим дополнением к стандартным индивидуальным программам реабилитации, позволившим социализировать результаты медицинской, психологической и др. реабилитационной помощи.
В процессе внедрения технологии работы групп самопомощи инвалидов в деятельность отделений дневного пребывания инвалидов ТЦСОН нами проведено динамическое наблюдение за изменением характеристик социального статуса, типа отношения к болезни или ее последствиям, а также интегральных показателей качества жизни инвалидов.
Так, исследование качества жизни инвалидов, посещающих группы самопомощи, проводилось по методике NAIF двукратно. Первый раз исследование проводилось при включении человека в группу самопомощи, а вторично — через шесть месяцев его работы в группе. В исследовании приняли участие 52 человека, регулярно посещающие встречи групп самопомощи инвалидов при ТЦСОН г. Солигорска, Вилейского и Дзержинского районов.

Изменение качества жизни у инвалидов в процессе работы в группах самопомощи

1

Как видно из таблицы, работа групп самопомощи оказалась достаточно эффективной. Достоверное изменение интегрального показателя качества жизни с 0,49 до 0,58 (p < 0,001) зависело от таких категорий, как физическая мобильность (p < 0,001), эмоциональное состояние (p < 0,01) и социальные функции (p < 0,001). Изменение именно этих категорий хорошо понятно и объяснимо. Так, изменение уровня физической мобильности (с высокой степенью значимости) объясняется тем, что люди получили мотивацию к расширению контактов, стремятся к встречам и совместному изменению обстановки. Физические ограничения, первично игравшие значительно сдерживающую роль, постепенно отходили на второй план. Люди совместно находили способы компенсации данных физических ограничений, что, как видно из таблицы, им в значительной мере и удалось.
Достаточно высокой степенью достоверности обладали изменения в эмоциональном статусе членов группы, что связано с появлением уверенности в собственных силах и ощущением поддержки со стороны товарищей и специалиста, модерирующего группу и осуществляющего всяческую профессиональную поддержку. Нужно заметить, что специалист по социальной работе, модератор группы, использующий профессиональные психологические, психотерапевтические подходы, воспринимается как равноправный член группы, только обладающий большим опытом в решении возникающих проблем.
Изменение состояния социальных функций также характеризовалось высокой степенью значимости и коррелировало с позитивными изменениями объективного социального статуса R = 0,57 (p <0,01). Данное обстоятельство объясняется тем, что люди, имеющие схожие проблемы, пытались их решать в одиночку и зачастую не находили подходящих путей. Кроме того, ответы на возникающие вопросы в отношении способов расширения рамок независимости получались от специалистов сугубомедицинского или психологического профиля, которые, как правило, носили общий характер, без учета особенностей конкретного человека. В группахсамопомощи появилась возможность обмена опытом по конкретным моментам, способам, методам решения абсолютно конкретных задач, в одинаковой степени интересующих всех членов группы.
Наряду с высоко значимыми изменениями вышеперечисленных категорий качества жизни наблюдалась позитивная динамика и в других показателях, однако, не имеющая высокой значимости раз личий (см. рисунок).
2

Хочется проиллюстрировать вышеизложенный материал несколькими отзывами людей, посещавших группы самопомощи.

Петух Т. (группа для людей с ослабленным зрением):
«До создания группы самопомощи я находилась дома. Не работала. Круг общения был очень узок. Занималась в основном вышивкой. Но когда создалась группа самопомощи, многое изменилось. Вообще приобрела больше друзей. Расширился кругозор общения, впечатления о группе самые хорошие. Стали обсуждать много общих вопросов на разные темы. Одиночество меня покинуло. На встречу с друзьями идешь очень охотно, т.к. хочется много чего рассказать. С созданием группы я приобрела работу, за которую благодарна. А также почувствовала, что нужна я людям. Изменились интересы к жизни в лучшую сторону. Стала в себе более уверенной. Хотелось, чтобы и дальше мы встречались и обсуждали больше вопросов, проводили больше мероприятий к разным праздникам».
«Зовут меня Сергей, мне 31 год, я являюсь инвалидом 2ой группы. Группу инвалидности я получил недавно. До этого я учился в школе, после школы закончил училище, работал на производстве 8 лет. Мой лечащий врач порекомендовал мне обратиться в Центр социального обслуживания. Он рассказал мне, что там есть группа самопомощи из числа таких ребят, как я. Так я начал посещать группу самопомощи. В группе я нашел друзей, у которых учусь справляться с житейскими проблемами. Нам очень помогает Наталья Игоревна (специалист по социальной работе), она ведет нашу группу, рассказывает о растениях, о правилах этикета и многом другом. Я посещаю группу уже почти два года. За это время я приобрел много друзей, стал увереннее в себе. Сейчас я не чувствую себя инвалидом».
«Меня зовут Дима, мне 33 года. Я проживаю один, так как родители мои умерли. Мне помогает моя тетя. Раньше в моей жизни ничего существенного не происходило, я окончил среднюю школу и получил 2 группу инвалидности. Это остановило меня, я не пошел учиться дальше, не было ни от кого поддержки, друзей у меня не было. Сейчас, когда я стал посещать группу самопомощи, я стал более раскрепощенным и мне очень нравится туда ходить. Я уже хожу в группу второй год. Я приобрел друзей и мне нравится делиться с ними своими мыслями и проблемами. Научился ухаживать за цветами, а недавно стал посещать швейную мастерскую, надеюсь приобрести там новые навыки».

Соколовская Ольга:

«Я очень веселый и жизнерадостный человек. Я люблю музыку, мечтать. Я никогда не приму слово «инвалид». От него веет безнадежностью. Я могу смело сказать, что я знаю цену жизни и никогда не сдаюсь в трудных ситуациях. Я  сильный человек, хоть и слабая женщина. Моя жизнь  это глина. Но не всегда получается вылепить то, что мне хочется. Но главное чтото делать для этого, не сидеть и воображать, что тыква по взмаху волшебной палочки превратиться в карету. Я не утверждаю, что чудес не бывает, но они не происходят сами по себе  мы их делаем самостоятельно. Ведь счастливчик отличается от неудачника тем, что он берется за трудное дело в 20 раз чаще. А с 50 раза даже мазила попадет, нужно только иметь терпение и упорство. И этому я научилась в группе самопомощи, которую с большим удовольствием посещаю. Я поняла, что нужно любить себя и все вокруг и стремиться к чемуто. Есть такая сказка, которая помогает мне верить в себя. Две лягушки попали в банку с молоком; одна бултыхалась, бултыхалась и подумала, что незачем бороться, что она все равно погибнет, остановилась и утонула. А другая боролась до последнего. Она так сильно барахталась, что молоко превратилось в масло, и лягушка выбралась на волю. Поэтому нужно только верить. В группе я нашла новых друзей и людей, которые понимают и поддерживают меня. И я знаю, что мечты сбываются и все возможно…»

Сайковская Татьяна:

«Страшное понятие —  одиночество. Для кого-то это путь к познанию мира и совершенству, а для кого-то наказание и страдание, как для меня, например. Для меня самым важным фактором в жизни является общение с людьми. Самостоятельность для меня тоже многое значит, что к моему мнению прислушиваются окружающие, я не чувствую себя изгоем. Я не люблю, когда ко мне испытывают жалость. Мне нужно понимание и равноправие.Благодаря созданию группы самопомощи у меня появилась возможность быть услышанной и в чем-то полезной обществу. Здесь я чувствую себя человеком, потому что нахожусь среди таких же больных, как сама. У нас своя компания и свои интересы. У меня есть два правила, которые я для себя определила: первое - ты такой же нормальный человек, как и любой другой на планете; второе - поскорее запомни первое».

Мельник Александр:

«Сейчас я совершенно самодостаточная личность — молодой человек, живущий в нормальной семье, где царит любовь и понимание и где, естественно, есть проблемы, которые решаются по мере возможностей. С недавнего времени работающий. А что касается жалоб на жизнь… У кого их нет? Просто мне немножко тяжелее, чем другим. Может быть, людям, находящимся в физическом положении, подобном моему, лучше сидеть в заточении в четырех стенах, но не для меня. Посещая группу самопомощи, я многое для себя понял. Есть такие люди (алкоголики, наркоманы), у которых руки и ноги здоровые, но их жизнь бессмысленна, а я  хоть и инвалид,  выше их, моя жизнь прекрасна и имеет смысл. Я могу жить, как все нормальные люди, а мои физические недостатки мне совсем не мешают. Я хочу быть независимым человеком и уверен в том, что этого добьюсь. Кроме того, у меня появились новые друзья, к которым я могу обратиться в любую минуту за помощью».

Таким образом, подводя итоги изложенного теоретического материала и результатов исследования, можно сделать следующие выводы:

1. В процессе своей деятельности группы самопомощи решают такие задачи, как:  осуществление взаимной поддержки;  обмен жизненным опытом;  обмен информацией; обмен индивидуальными способами выхода из затруднительных жизненных ситуаций; совместное получение информации и помощи от специалистов по типичным вопросам, волнующим членов группы.

2. Работа в группах самопомощи способствует формированию позитивной мотивации на реабилитацию и приоритетный выбор последней перед пенсионированием.

3. Основными этапами становления группы являются:

1 # Становление - начальная стадия, на которой люди знакомятся друг с другом, определяют свои цели, формулируют основные принципы своей работы, начинают доверять друг другу.

2 # Смятение - конфликтная стадия, на которой группа вырабатывает модели взаимоотношений и определяет направления деятельности. Это трудная фаза, в случае неудачи группа может распасться.

3 # Сплочение - на этом этапе группа становится более сплоченной, что характеризуется одобрением людей друг друга, распределением ролей, групповой гармонией.

4 # Собственно работа - на этой стадии своего существования группа, как правило, хорошо работает, что проявляется в эффективном решении проблем, подвижности ролей, благополучном разрешении конфликтов.

5 # Роспуск - на данной стадии группа завершает свою работу, члены группы осознают достижение поставленных целей и признают необходимость завершения групповой работы. Люди оценивают свои успехи и неудачи, получают обратную связь по поводу значения группы для других людей, обсуждают возможность возобновления работы группы в будущем, выражают свое отношение к роспуску группы, отмечают завершение работы и прощаются.

4. Квалификационная характеристика специалиста по социальной работе, существляющего модерацию групп самопомощи, должна включать знания, умения и навыки по следующим дисциплинам, в настоящее время вошедшим в стандарт специальности «Социальная работа»: различные виды психологических дисциплин, в т.ч. медицинская психология  знание типов реагирования человека на болезнь или ее последствия; психотерапия - особенно важно знание принципов формирования, закономерностей и этапов развития малых групп, а также психотерапевтических подходов работы с ними; основы медицинских знаний  -особенно важно знание принципов формирования медикосоциальных последствий в результате основных инвалидизирующих заболеваний; социальной экспертизы и методик исследования в социальной работе - важно умение исследования социального статуса клиента, степени ограничений различных критериев жизнедеятельности, качества жизни и т.д., реабилитологии  особенно принципов составления и реализации индивидуальных программ реабилитации различных категорий инвалидов и.т.д.

Список литературы

1. Актуальные вопросы социальнотрудовой реабилитации душевнобольных  людей: Информационное пособие / Минск: Общественная организация Белорусская ассоциация социальных работников», 2007.

2. Инициативы самопомощи — путь к сотрудничеству: материалы совместного проекта ОО «Белорусская ассоциация социальных работников» и Форума Люблинских общественных организаций FLOP, Минск, 2006.

3. Кондратенко В.Т. и др. Общая психотерапия: Рук. для врачей / В.Т.Кондратенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов. 4-е изд., перераб. и доп. Минск:Выш. шк., 1999.

4. Лисковский О.В. Медицинская психология: Учеб.метод. Комплекс / О.В. Лисковский. Минск: ФУСТ БГУ, 2003.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999.

6. Страшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. М.: Издво Института психотерапии, 2005.

7. Фурманов И.А. Основы групповой психотерапии: Учеб. пособие / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. Минск: Тесей, 2004.

Добавить комментарий

