Эмпауэрмент в социальной работе

Понятие «эмпауэрмента» (empowerment, букв. — придание внутренней силы) одновременно объединяет в себе  некоторую философию и понимание человеческой личности и, в то же время, практики, которые социальный работник может использовать для работы с клиентом/группой клиентов/целым сообществом.  Хотя это понятие характерно не только для социальной работы, но и для определенной политической активности, а также для практик в сфере управления и менеджмента, написано об эмпауэрменте по-русски сравнительно мало.

Для понимания философии эмпауэрмента и получения более глубокой картины работы с клиентом, опирающейся на этот подход, советуем почитать по-русски работу С. Гено и Р. Армандо «Методы и техники селф-эмпауэрмент в социальной работе».

Также предлагаем Вашему вниманию более простой и, возможно, несколько более конкретный текст из книги Bradford W. Sheafor, Charles R. Horejsi «Techniques and Guidelines for Social Work Practice» , Boston 2008:

Многих клиентов, наблюдаемых социальными работниками в организациях прямого сервиса (direct service – услуги, предоставляемые напрямую индивидууму – прим. переводчика) сломили притеснение, бедность, насильственное обращение и другой тяжелый жизненный опыт. Они бы хотели, чтобы их жизнь и жизнь их семей изменилась к лучшему, но при этом они чувствуют себя бессильными перед потребностью необходимых изменений. У некоторых есть глубокое убеждение в том, что они неудачники и что их отвергают остальные люди.

Читать дальше:

Чтобы противостоять или изменить негативное отношение клиента и его самоограничивающее отношение к себе, социальные работники и организации должны опираться на эмпауэрмент в своей работе с подобными клиентами. Слово «эмпауэрмент» буквально означает «придание внутренней силы» другому или допуск и санкционирование другого на использование этой силы. В социальной работе термин «эмпауэрмент» применяется к способу работы с клиентом, ориентирующемся на помощь клиенту в приборетении личной, межличностной и политической силы, необходимой, чтобы приобрести контроль над своей жизнью, а также над политическими действиями, организациями и отношением общества, которые неблагоприятно влияют на его жизнь.

Клиенты, говорящие себе, что они бессильны, скорее начинают пересматривать это допущение относительно себя и ситуаций, в которых они оказались, когда добиваются успеха, ощущения силы и контроля над чем-то. Именно испытав успех в результате собственных действий, клиенты начинают понимать, что перемены возможны и что они, на самом деле, имеют способность управлять своей жизнью. Таким образом, в подходе, опирающемся на эмпаурмент, клиентов пытаются вовлечь в те виды деятельности, которые могут позволить им добиться успеха.

Клиенты чувствуют силу в своей жизненной ситуации, когда, например, они высказывают свои соображения лицам, ответственным за принятие определенных решений, и узнают, что могут влиять на общественное мнение и на организации и системы, которые определяют их ситуацию. Люди не могут осуществлять какие-либо изменения, пока их идеи не будут приниматься всерьез другими (например, социальными работниками, управляющими организаций, представителями правительства, политиками). Прежде чем требовать от людей вовлечения в сложный процесс изменения жизни, им следует вернуть ответственность за определение тех проблем, с которыми они столкнулись, и отбор тех решений, которые соответствуют их проблемам. В дополнение, у клиентов должен быть доступ к тем ресурсам, которые они считают важными для осущствления этих решений. По существу, стратегия эмпауэрмента призывает социальных работников и организации очень серьзено воспринимать принцип самоопределения клиента, работать с клиентом в качестве партнера и пытаться делиться с ним властью и ответственностью. Чтобы следовать подобному подходу, социальный работник должен придерживаться следующих общих принципов в работе:

  1. Фундаментальным положением для практики эмпауэрмента является твердое убеждение, что все индивидуумы и все сообщества способны изменить свою ситуацию к лучшему. Сотрудничая люди могут добиться социальных и политических перемен. Этот подход рассматривает индивида как важный ресурс для других и как потенциального участника социального и политического действия. Сотрудничая и делясь, уча и обучаясь, клиенты начинают понимать социальный, экономический, политический и исторический контекст, в котором сформировались их ситуации; они становятся более уверенными в себе, обучаются навыкам лидерства и начинают действовать – и в индивидуальном плане и как члены группы – для улучшения качества своей жизни.
  2. Относитесь к Вашему клиенту как к эксперту своей собственной жизни и ситуации. Таким образом, определение проблемы, которое дает клиент, а также его соображения по поводу того, что должно быть сделано для решения этой проблемы, являются ключевыми для процесса изменения. Рассматривайте свою роль помогающего в первую очередь как учителя-тренера или консультанта. Способствуйте тому, чтобы ваш клиент оценивал взаимоотнощения «клиент-социальный работник» как партнерские в деле решения проблемы.
  3. Помогайте Вашему клиенту достичь уверенности в себе и самоуважения. Поощряйте клиента в том, чтобы он брал на себя риск, необходимый для получения новых навыков и чтобы он преодолевал чувство обреченности на провал и другие ограничивающие его убеждения и способы поведения. Малая группа – идеальная среда, в которой клиент может выучиться и практиковать навыки общения, решения проблем, лидерства, критичного мышления, убеждения, уверености в себе, ведения дискуссии и взаимной поддержки. К тому же, участие в малой группе может помочь клиенту преодолеть чувство одиночества и отличия от других и понять, что у многих людей в жизни бывают похожие проблемы.
  4. Помогите своему клиенту почувствовать личную силу, позволяя ему и воодушевляя  на принятие решений, индивидуально или в качестве участника группы, а после — на следование этим решениям. Будте готовы к тому, чтобы уважать решения клиента и позволять ему или ей пройти через все последствия их выбора, и позитивные, и негативные. Никто не научится принимать решения, если ему не давать возможности это делать. В практике, ориентированной на эмпауэрмент, вы должны вводить принцип самоопределения клиента во все аспекты вашей работы с клиентом.
  5. Помогайте своим клиентам осознавать те факторы, которые определяют их чувство бессилия. Лучше всего это делать в контектсе обсуждения в малой группе. Когда клиенты начинают со всей серьезностью анализировать, как с ними несправедливо обращались или сдерживали в действиях, некоторые из них переполняются гневом. И некоторые из гневающихся застревают на этом этапе, становясь заложниками своей ярости. Помогайте таким клиентам выражать и понимать свои чувства, а также преодолевать чувство горечи, чтобы перейти к позитивным действиям. Также часто используйте рефрейминг, чтобы помочь клиенту исследовать прошлый опыт дурного обращения и несправедливости с другой точки зрения. Например, помогите ему или ей посмотреть на прошлое как на болезненный, но бесценный источник мудрости и понимания того, что действительно важно в жизни и почему люди ведут себя так, как они себя ведут. Помогите клиенту понять, что если сделать выбор в пользу того, чтобы его обучали, а не причиняли боль, тогда он или она откроет для себя множество возможностей для роста. Помогите ему или ей осознать, что даже страдание может быть благотворным, если оно подталкивает человека к размышлению над своей ситуацией и к совершению действий по изменению тех условий, которые причиняют боль и дискомфорт.
  6. Воодушевляйте клиентов на поиск возможностей обучения (например, презентации, визиты в другие организации и т.п.), которые помогут им научиться понимать людей, организации и системы, на которые они пытаются оказать влияние. Содействуйте клиентам в посещении или даже в проведении таких событий. Обычно, когда клиенты встречаются лицом к лицу с администраторами социальных программ, политиками и лидерами сообществ, они возвращаются с обновленным чувством надежды на то, что перемена возможна и что у них есть силы на то, чтобы достичь результата.
  7. Термин сила относится способности индивидума или группы влиять на поведение других, например на решения политиков, представителей власти, руководителей социальных програм или социальных организаций. Помогите клиенту распознать какими видами силы они обладают, например знанием, полученным из жизненного опыта, моитвацией, временем, энергией, знанием сообщества, пониманием отдельных проблем, чувством юмора, готовностью идти на риски, правом голосовать, чувством солидарности с другими, членством во влиятельной организации и тому подобным.
  8. Когда ваши клиенты придут к осознанию, что они не беспомощны и  действительно обладают некоторой силой, помогите им использовать эту силу, чтобы планомерно и определенным образом достичь перемен в собственной жизни. Однако здесь также есть свои подводные камни. Когда клиенты, подвергавшиеся угнетению, наконец-то понимают, что обладают силой, они могут начать использовать ее не по назначению. Иногда накопленный гнев и чувство несправедливости приводят людей к импульсивным решениям или к агрессии и воинственным настроениям; следовательно они отвергают потенциальных союзников или вызывают еще большее отторжение общества к своим проблемам. Помогая клиентам использовать свою силу, также помогите им понять, что изменение может происходить до слез медленно и что множество аспектов может ограничить скорость, с которой другие оказываются готовыми регаировать на их идеи и запросы. Например, организация не сможет координально поменять свои установки и программы, поскольку она может быть ограничена бюджетом, существующими законами и потребносятми других клиентов, которым она оказывает услуги.
  9. Эмпауэрмент как общая стратегия и направляющая философия применим в работе со всеми клиентами во всех ситуациях. Однако, что конкретно может предпринять социальный работник для эмпауэрмента клиента может варьироваться в зависимости от условий его практики и от типа клиентов, которым он оказывает услуги. Например, эмпауэрмент широко применяется в работе с женщинами, пережившими насилие, и людьми, имеющими физические недостатки. Он менее подходит к клиентам, проживающим в коррекционном учреждении, или людям с психиатрическими проблемами, проживающим в интернатах. Выбирая эту стратегию, вы допускаете, что клиент (один клиент или группа) уже имеет или в состоянии получить необходимые навыки для того, чтобы добиваться перемен в своем окружении, а также что его или ее настоящие трудности вызваны, в первую очередь, социальными или политическими причинами недостатком определенных ресурсов. Если эти предпосылки не соответствуют в полной мере данному клиенту или группе клиентов, этот подход может не быть эффективным или достаточным для решения необходимых проблем.

Вернуться на главную страницу

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: